Celtica.Ru Кельтика: портал о кельтах
Заселение Ирландии
Историки различают четыре последовательные волны иммиграции: круитни до 500 г. до н. э.; эрины (их называют Фир Волг), вероятно, в V веке; лагены (с племенами домнаин и галеоин) в III веке; гойделы, появившиеся около 100 г. до н. э. Эти датировки условны, возможно, миграции были более растянуты во времени. Представление о серии нашествий соответствует местной традиции и впервые зафиксировано Неннием, упоминающим три нашествия: Партолона, Немеда и Сыновей Миля. В Книге Захватов Ирландии, известной нам по редакции XI века, их насчитывается 6: Кессаир, Партолон, Немед, Фир Болг, Племена богини Дану и Сыновья Миля. Единственное отношение, которое эти легенды имеют к истории, - это ее отображение в представлениях образованных людей древности. Из различных ссылок, цитируемых профессором О'Рахилли, явствует, что в Ирландии присутствовали по меньшей мере три этнические группы: круитни, располагавшиеся преимущественно на северо-востоке и, очевидно, родственные шотландским пиктам (также называвшимся круитни); эрины, жившие на юго-западе и юго-востоке (деси); и гойделы (Cland Miled), доминирующий народ раннеисторического периода, правившие в Таре, Кашеле и Круахане. Были ли лагены отдельным народом или только одним из гойдельских племен, не вполне ясно. Круитни и эрины, иммиграция которых произошла раньше гойдельской, вероятно, говорили на Q-диалектах. Однако правильнее будет сказать, что на данный момент не существует однозначного мнения по этому вопросу.
Для побережья Ирландии Птолемей приводит названия девяти "городов" (племен или государств) с их относительным расположением, но эти данные не обладают стопроцентной аутентичностью и предположительно заимствованы из записей древних мореплавателей. Он не называет ни одного города, располагающегося вдали от моря, и все идентифицированные названия относятся к восточному и южному побережьям. О западном береге информации чрезвычайно мало даже для того, чтобы мы могли составить какое-либо представление о его жителях. Северное и западное побережья Ирландии были одними из самых опасных в мире и, возможно, избегались моряками.
В целом названия, приводимые в отчете Птолемея, не оставляют сомнений в том, что Ирландия уже была кельтоязычной к тому моменту, когда они были записаны. Из птолемеевских названий племен или "городов" лишь очень немногие могут быть идентифицированы с названиями, бытующими в ирландской литературной традиции.
Вследствие своей изолированности и незатронутости римским завоеванием Ирландия в миниатюре сохранила экономику и институты древнего кельтского мира железного века. Она является микрокосмом древней кельтской расы. Искусство латенского стиля без перерыва продолжало оставаться органическим элементом средневекового ирландского искусства. Интеллектуальные классы Галлии вновь обнаруживаются в древней Ирландии, продолжая интеллектуальную жизнь и исторические традиции с помощью устной передачи до тех пор, пока с введением христианства и латинской учености не появились первые письменные документы. В отсутствие римского проникновения в Ирландию ее политическая география не подверглась заметным изменениям, и мы не располагаем внешними свидетельствами ни современных латинских памятников, ни местных письменных источников, которые помогли бы нам проследить ранние этапы заселения и распределения популяционных групп. С другой стороны, в Ирландии с первых столетий нашей эры существовал значительный объем тщательно сохраненной устной традиции, больший, чем у любого другого народа Европы к северу от Альп. В V веке, когда начинается ирландский исторический период, доминирующим народом острова были гойделы, владевшие крепостями Тара в Миде, Круахан в Коннахте и Кашель в Мунстере. Верховные ирландские роды претендовали на "гойдельское" происхождение и считались близко родственными друг с другом через общих предков. Это была группа ведущих родов, "верховных королей", земли которых были свободны от уплаты налогов или дани и которые в то же время взыскивали дань с подчиненных провинциальных королевств.
Ранняя устная традиция отодвигает достоверную историю Ирландии до времен "Героического Века" и относится к периоду около IV века н. э. Многие предания могут быть достоверны и для конца III века, например, личность и некоторые рассказы о Кормаке мак Арте, который, согласно традиции, правил Ирландией с 227 по 266 г. Нашим самым полным и самым достоверным изображением Ирландии в ранний исторический период является большая прозаическая сага Tain Bo Cualnge, "Похищение Быка из Куальнге", дающая нам хорошее представление об европейском обществе в эпоху позднего железного века.
В "Похищении" Ирландия разделена на четыре провинции, уже носящие название coiceda, "пятины"; но традиция столь консервативна, что пятая провинция, известная в исторические времена как Миде, и которая, по-видимому, на тот момент еще не существовала, не упоминается ни разу. Ирландия "Похищения" - это Ирландия эринов, первых кельтских жителей, и считается, что пятая провинция, Миде (ирл. Mide, "Срединная Провинция"), была добавлена позднее, уже после установления верховной власти Уи Нейллов (потомки Ниалла Нойгиаллаха) в Центральной и Северной Ирландии в V веке. Четыре провинции, известные нам по традиции "Похищения", были большими королевствами, как древнейшие кельтские провинции Галлии и Британии, и носили названия Улад, Коннахт, Лагин и Муму. Эти названия сохранились до сегодняшнего дня в форме Ульстер, Коннахт, Лейнстер и Мунстер. Провинция уладов ("народ Ульстера") в "Похищении" включала в себя всю Северную Ирландию, с Донегалом на крайнем западе и Дансевериком на берегу Антрима. Это была большая монархия с главным rath, или "двором", в Эмайн Махе, двумя милями западнее Армы, а ее королем был Конхобар мак Несса, вождь эринов.
Второй "пятиной" того периода был Коннахт, а центр этого обширного королевства находился на холме Круахан. В "Похищении" Коннахтом правит женщина, королева Медб, супругом которой является Айлиль. Провинция Коннахт - главный соперник и враг уладов. На юге от Улада лежал Лаген (современный Лейнстер). Coiced Муму (современный Мунстер) управляется мелкими королями, главным из которых был Курой мак Даре, земли которого находились в Уэст-Керри и который был тесно связан с героями Ульстерского цикла. К тому моменту еще не вступила в период своего подъема династия Эоганахтов великой горной цитадели Кашель.
Вслед за периодом, описанным в "Похищении", возникла новая династия с королевским двором (rath) в доисторическом святилище Тары в Миде. Очевидно, именно с основанием этого королевства установилось разделение страны на пять "пятин" (coiceda). На самом деле оно просуществовало совсем недолго. Основателем новой династии был Ниалл Нойгиаллах, а его преемники впоследствии правили всей Центральной и Северной половиной Ирландии. Южная часть острова, состоящая из половины Лейнстера и всего Мунстера, никогда не подчинялась Уи Нейллам ("потомкам Ниалла"), но в более позднее время управлялась ветвью мунстерской династии из большой крепости Кашель. Считается, что новая династия Уи Нейллов и провинция Миде достигли главенствующего положения в результате нашествия и что они были гойделами. Кем же были гойделы?
Происхождение этих "гойделов" Миде возводится в поздних псевдоисторических текстах к некоему вымышленному предку Милю Испанскому (Mil Espaine), который, как предполагалось, пришел из Испании. Отсюда название милезиане, под которым гойдельские завоеватели обычно упоминаются в новой истории. Имя Миль Эспане, очевидно, представляет собой перевод с латинского miles Hispaniae - "солдат из Испании", и в Книге Захватов Ирландии ему приписывается вымышленная генеалогия, восходящая к эпонимическому предку Goidel Glas. В действительности имя Гойдел заимствовано из валлийского Gwyddel - "ирландец". Оно, возможно, происходит от валлийского gwydd - "лес".
О'Рахилли утверждал, что "…если о гойделах можно сказать что-либо определенное, то это то, что они пришли в Ирландию непосредственно с континента". Он считал, что они "должно быть, пришли в Ирландию из Галлии", и предположил, что гойделы мигрировали из Юго-Восточной Галлии, может быть, из Нарбоннской Галлии, откуда они продвинулись к западному берегу Аквитании не позднее 120 г. до н. э. и мигрировали в Ирландию к 50 г. до н. э. Позднюю датировку и ход событий, предполагаемые О'Рахилли, трудно принять ввиду молчания римских историков по поводу столь длительной и столь важной миграции в столь позднее время. Этот вопрос следует рассматривать как нерешенный на данный момент. Более приемлемой представляется точка зрения, по которой милезиане (гойделы) пришли из Испании, как говорит Книга Захватов Ирландии.
Карта пятин Ирландии
Хотя в самой ранней ирландской традиции "Героического Века" известны только четыре провинции, они фиксируются в наших первых письменных источниках как coic coiceda, "пять провинций". Следовательно, одна добавилась в самом начале исторического периода. Либо в результате военного нашествия, либо за счет каких-то внутренних обстоятельств династия Тары приобрела главенствующее положение в Северной половине Ирландии, как династия Кашеля на юге. Тара была древним языческим святилищем.
Согласно длительной и непрерывной традиции, правящая династия Северной и Центральной Ирландии достигла власти путем военного завоевания в конце IV и начале V века н. э. Это вовсе не обязательно свидетельствует о передвижении народов. Это было время варварских нашествий, и Миде, состоятельная агрикультурная провинция с богатым святилищем, была соблазнительной добычей для вторжения военных групп. Однако нашествие могло иметь место и гораздо ранее, а приход гойделов к верховной власти мог быть, постепенным процессом.
Источники:
Майлз Диллон Нора Кершоу Чердвик "Кельтские королевства"