Celtica.Ru Кельтика: портал о кельтах
Праисторический фон вступления кельтов в историю
В 4-3 тысячелетиях до н. э. (новый каменный век, неолит) на плодородных и равнинных местах Подунавья появляются древнейшие земледельцы, крупные поселения которых по всей вероятности стали субстратом, на котором формировались отношения и связи в более позднее время. Их культура в настоящее время сравнительно хорошо известна, но их этническая принадлежность не совсем. Поселения этого народа простирались не только по среднему течению Дуная, но тянулись и через Рейнскую область в восточную Францию и Бельгию. Далее на юго-западе и западе по соседству с этим народом находились другие неолитические культуры, кортаиллодская в Швейцарии, родственная французской культуре Шассей (Chassey), в сущности это опять-таки крупная культурная область, охватывающая и Британские острова (культура Уиндмилл Хилл (Windmill Hill))1.
Положение осложнилось в эпоху позднего неолита (энеолита) к концу 3 тысячелетия. На западе появляются племена михельсберской культуры, которые укрепляли свои поселения, расположенные на возвышенностях. Проникновению кочующих племен колоколовидных кубков2, уже знакомых с медью (они пришли с юга, из Испании, а отчасти и с побережья Северной Африки), предшествовало продвижение племен культуры боевых топоров3, или, как их иногда называют по характерной орнаментации глиняных сосудов, племен шнуровой керамики. По всей вероятности это были племена восточного происхождения, которые проникли на запад до самой Рейнской области. Они уже пользовались прирученной лошадью. В некоторых частях Средней и Западной Европы соприкосновение обоих племен было непосредственным, так как они жили совместно на одной и той же территории. Племена культуры боевых топоров часто считают первыми индоевропейцами на территории Средней Европы.
Бесспорно, что вклад племен культуры шнуровой керамики (боевых топоров) был значителен в той области, которую мы считаем родиной кельтов. Английский ученый Хоукс называет кельтами (протокельтами) племена культуры колоколовидных кубков, смешавшиеся с племенами культуры шнуровой керамики; равно и француз Губер полагает, что прародину кельтов следует искать на островах еще в эпоху мегалитических сооружений и в конце неолита.
Положение значительно изменилось во 2 тысячелетии, в эпоху бронзы. Вместо мозаики различных культур на всей территории к северу и северо-западу от Альп выявились более четкие культурные комплексы. К крупному среднеевропейскому округу унетицкой культуры4 прибавились в позднем бронзовом веке культуры штраубинская5 и адлербергская6 в южной Германии. На юге Британии вскоре пышно расцвела культура уэссекская7, использовавшая тесную связь с ирландскими источниками бронзовой индустрии. На территории, сделавшейся позже ядром кельтских племен, в процессе дальнейшего развития бронзового века появились так называемые курганные племена8. Это были скорее скотоводческие племена, которые занимали и менее плодородные земли, а часто и не использовавшиеся до того времени каменистые возвышенные области. От Бургундии и Лотарингии по Чехию, включая Шумаву, от массивов Фогельсберг и Рён севернее Майна по Швейцарию эти племена были расселены около середины 2 тысячелетия, а на среднем Дунае, включая часть Моравии, жили им родственные группы.
Племена курганной культуры выросли на почве энеолита и раннего бронзового века и заимствовали многие элементы у соседей, в особенности на востоке и даже в карпатской области. Значительная концентрация их на территории к северо-западу от Альп, в исторической области кельтов, приводит многих исследователей к мысли, что племена курганной культуры следует считать кельтскими (Лантье). База племен курганной культуры была той живительной средой, в которой хотя бы в некоторых областях шел процесс преобразования первобытной массы родственных племен, в результате которого появились кельты в том виде, в каком они известны истории. Завершение этого процесса, как кажется, не обошлось еще без одного фактора, культуры полей погребальных урн9 конца II тысячелетия, на самой заре раннего железного века в Средней Европе.
Затем на рубеже II и I тысячелетий культура полей погребальных урн внезапно появляется в южногерманской курганной области и в значительной части Подунавья, в северо-западной части Швейцарии и в окраинных областях Франции. Ее южно-германско-швейцарский вариант все глубже проникает во Францию, а местами еще дальше. На обширной территории значительной части Европы от Карпатской котловины на востоке до Англии на западе, а несколько позже вплоть до Испании на юге, появляется целый ряд локальных групп культуры полей погребальных урн.
Позже мы встречаемся с полями погребальных урн в глубине Франции, в Аквитании, в окрестностях Аркашона у западного побережья, на юге у Толозы (Гаскония-Лангедок); затем они появляются по другую сторону Пиренеев в Испании, в Каталонии и Кастилии. Исследователи сходятся во мнении, что эти поля погребальных урн могут находиться в связи лишь с полями погребальных урн севернее от Альп и считают исходным пунктом их распространения долину Рейна. Отсюда они, вероятно, распространялись в направлении на юг к нынешнему Лиону, на запад к Руану, Туру, Пуатье и к реке Дордонье. Киммиг считает, что с 8 века это продвижение идет дальше на юг по течению реки Роны в Прованс, Лангедок, Руссильон и через Пиренеи в Каталонию. Процесс развития южнофранцузских и каталонских полей погребальных урн продолжался, они продолжают существовать по крайней мере до III века.
Здесь явно имело место продвижение нескольких ветвей племен погребальных урн, которые уже не участвовали в том процессе развития, что происходил в области их первоначального расселения. В связи с тем, что и на Иберийском полуострове имеются определенные признаки пребывания кельтов, некоторые исследователи считают племена полей погребальных урн в Испании кельтами, другие же приписывают им скорее лигурийский характер.
Если согласиться с результатами работ испанских исследователей (Малакер де Мотес, Д. Альмагро и др.), то поля погребальных урн появились в Испании не раньше 700 г., то есть в то время, когда в области северо-западнее от Альп начался уже новый исторический процесс. По иному толкованию поля погребальных урн приписываются венетам, индоевропейской группе из восточной части Средней Европы, которая в курганной области между Рейном и Дунаем создала смешанную языковую группу; и в этом случае по крайней мере часть племен полей погребальных урн в конечном счете признается кельтами.
Мнение, что с племенами полей погребальных урн в поздний бронзовый век на Британские острова попали протокельты, скорее всего гэлы, защищают выдающиеся английские археологи; В. Гордон Чайлд полагал, что племена полей погребальных урн в Англии (и культуры позднего железного века) говорили уже по-гэльски.
Следующая менее крупная волна, по всей вероятности, с голландского побережья, шла, как полагают С. и Д. Хоукс около 750 г.; еще позднее более мощная волна проникла из Франции через Канал. Пауэл также убежден, что носителями культуры раннего железного века на Британских островах были уже кельты.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Уиндмилл-Хилл (Windmill Hill)- культура эпохи неолита (3-е тыс. до н. э.) на юге Англии. Названа по памятникам у населенного пункта Уиндмилл-Хилл. Памятники культуры Уиндмилл-Хилл (Windmill Hill): городища - загоны для скота, окруженные 3-4 рвами, поселения, шахты для добычи кремня, длинные курганы с коллективными (от 2 до 25) захоронениями. Керамика круглодонная, орнамент - нарезные линии, ямки и др. Орудия из кремня (топоры, ножи, скребки, вкладыши от серпов, наконечники стрел), зернотёрки, топоры из рога, костяные шилья. Найдены каменные бусы, поделки из мела. Основные занятия - земледелие (пшеница и ячмень), скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи). вернуться к тексту
2 Культура колоколовидных кубков - археологическая культура эпохи энеолита (3-й — начало 2-го тысячелетия до н. э.), широко распространенная на территории Южной и Центральной Европы, а также Великобритании. Названа по характерной форме сосудов в виде перевернутого колокола. Известна в основном по погребениям: в гротах (на Юге), каменных ящиках, простых ямах, иногда в курганах; обряд — главным образом трупоположение, реже — трупосожжение. Инвентарь: глиняные сосуды, медные кинжалы, наконечники стрел из кремня и обсидиана, каменные, костяные и янтарные пуговицы и др. Вопрос о происхождении культуры колоколовидных кубков остаётся спорным. Большинство учёных считает местом её возникновения Пиренейский полуостров, есть и другие точки зрения, связывающие её происхождение со всем Западным Средиземноморьем, Северной Африкой, Восточным Средиземноморьем. вернуться к тексту
3 Культура шнуровой керамики (боевых топоров) - группа археологических культур позднего энеолита и бронзового века Средней и Восточной Европы, неолита Северной Европы. Общими признаками их является наличие керамики, орнаментированной отпечатками шнура или подражающими шнуру насечками, а также каменных полированных сверлёных боевых топоров, откуда другое название этой культуры. вернуться к тексту
4 Унетицкая культура (Unetice, Aunjetitzer Kultur), археологическая культура раннего бронзового века (17–14 вв. до н. э.). Названа по могильнику Унетице (Unetice) близ Праги. В период расцвета была распространена на значительной территории в Центральной Европе (Нижняя Австрия, Моравия, Чехия, Тюрингия, Саксония, юж. часть Бранденбурга, юго-зап. Польша). Погребения Унетицкой культуры – скорченные на боку трупоположения в ямах. Поселения раннего периода неизвестны; позднего (с середины 16 в. до н. э.) – расположены на возвышенных местах, иногда укреплены деревянными оградами с валами. Жилища столбовой конструкции и полуземлянки. Керамика – сосуды с заглаженной поверхностью. Орудия и оружие из камня, на поздних памятниках – и из бронзы (алебарды, кинжалы и др.). Основные занятия населения – плужное земледелие и животноводство. В классической Унетицкой культуре бронза находилась в повседневном пользовании. В позднеунетицкую эпоху появляются свидетельства торговых контактов с уэссекской культурой Британии, через "Янтарный путь" - с Юго-Восточной Европой и микенской цивилизацией. Происхождение унетицкой культуры до сих пор не выяснено. Между позднейшими энеолитическими культурами и унетицкой культурой существует типологический и хронологический разрыв. У культуры колоколовидных кубков и унетицкой имеется сходство в керамике, в погребальном обряде и в орудиях труда. Небольшую роль могла сыграть культура шнуровой керамики, хотя в целом они очень различаются. вернуться к тексту
5 Штраубингская культура развивалась по соседству с унетицкой культурой. Область ее распространения — Южная Бавария, долина Изара и верховья Дуная. Штраубингская культура, как и унетицкая (в ее поздней стадии), богата металлом, однако формы его на этой территории своеобразны. Отличается также способ обработки металла. В то время как мастера унетицкой культуры почти все бронзовые изделия изготовляли с помощью литья, племена штраубингской культуры применяли преимущественно ковку металла. Своеобразна и штраубингская керамика, отлично выделанная и прекрасно обожженная. При изготовлении глиняной массы в нее добавляли медные шлаки. Штраубингская керамика доходит до Эльзаса, Вогез и Боденского озера. О хозяйстве племен штраубингской культуры мы мало знаем, однако, судя по расположению поселений на возвышенных местах в плодородных долинах рек, главным занятием было земледелие. вернуться к тексту
6 Адлербергская культура - современница унетицкой и штраубингской культур, распространенная в северной зоне верхнерейнской низменности. Адлербергская культура обнаруживает связи, очевидно генетические, с культурой колоколовидных кубков. Керамика простая и с плохо обработанной поверхностью. Распространены каменные и костяные орудия, металлических изделий сравнительно мало. Наконечники стрел и ножи сделаны из кремня, другие орудия труда — из твердых пород камня. Из меди сделаны короткие треугольные кинжалы, из бронзы — кривые булавки с просверленной головкой, булавки с дисковидной или блоковидной головкой, шилья с костяной рукоятью и т. п. вернуться к тексту
7 Весь археологический материал Уэссекской культуры почерпнут из богатых гробниц, прежде всего из кургана Силбери-хилл, высотой 39 метров, как бы состоящего из вереницы земляных платформ. вернуться к тексту
8 Культура курганных погребений (Hugelgraberkultur, mohylova kultura) относится к бронзовому веку. На огромном пространстве своего распространения от Альп до Балтики и от Германии до Чехии она не едина, распадается на несколько локальных групп. Курганные могильники обычно небольшие — из нескольких десятков могил, не более 50 в одной группе. Но в лесу у Хагенау на площади 80 кв. км Шеффер открыл свыше 500 курганов бронзового века, составляющих несколько групп. Курганы имеют каменные конструкции и окружены каменным венцом, иногда внутри есть деревянное сооружение. В одном кургане бывает не более одного погребения (кроме впускных, относящихся к позднейшему времени). Погребения в скорченном виде исчезают. Умерший с сопровождающим инвентарем помещен либо на поверхности земли (по археологической терминологии — «на горизонте»), либо в яме. Встречаются также трупосожжения. Иногда попадаются повторные погребения: после того как мягкие части тела истлевали, останки переносили на другое место, хоронили и насыпали над ними курган. вернуться к тексту
9 Культура полей погребальных урн (Urnenfelderkultur). Племена этой культуры оставили бескурганные могильники с захоронениями кремированных останков. Главная группа подобных памятников в Центральной Европе, принадлежащая к лужицкой культуре, сосредоточена в Саксонии и Западной Силезии; однако подобные группы достаточно рано возникли на гораздо более обширной территории, включающей область Альп и Польшу. Со временем носители культуры полей погребальных урн достигли Франции и Испании, а отдельные их группы – Британских островов. Примерно к середине 7 в. до н.э. эти земледельческие племена познакомились с металлургией железа.
Погребальные урны как способ захоронения пепла умерших свидетельствуют о коренном переломе, который особенно нагляден в позднейшей Культуре полей погребальных урн, в поздний бронзовый век, у большинства европейцев в их представлениях о земном бытии и жизни в загробном мире. вернуться к тексту
Источники:
"История Европы" т.1. (С.В.Шкунаев Кельты в Западной Европе в V-I вв)
Майлз Диллон, Нора Кершоу Чедвик "Кельтские королевства"
Ян Филип "Кельтская цивилизация и ее наследие"
Монгайт А.Л. "Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века"